Мой сайт
Муниципальное казённое учреждение культуры
"КОРОЧАНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
имени Н.С. Соханской (Кохановской)"
309210, Белгородская область,
г. Короча, ул. Советская, 24
телефон: +7 (47 231) 5-50-57
       факс: +7 (47 231) 5-50-57
Доступная среда
Страница для молодёжи
Детская страница
НОВОСТИ
О НАС
ЧИТАТЕЛЯМ
КРАЕВЕДЕНИЕ
РЕСУРСЫ
       С годами род Кохановской начал беднеть, и деду будущей писательницы достался лишь хутор Хвощеватый, который он переименовал в Веселое. Здесь родилась мать писательницы Варвара Григорьевна, здесь же родилась и сама Надежда Кохановская. 17 февраля 1823 года (по другим источникам 1825 года).
       "Отец ее, - сообщает биограф Кохановской Н. Платонова, - Степан Павлович Соханский был малороссиянин, из черниговских дворян, служил сначала по гражданской части (в какой-то палате в Харькове) затем стал военным (вступил в Глуховский кирасирский полк), причем в 12-м году и во всех войсках за границей был казначеем. Состояния у него не было никакого, и на службе он  не нажился ("сотни тысяч прошли через его руки, но благодаря Богу не зацепился в них"). Во время продолжительных отлучек мужа мать Кохановской жила в Веселом с больной,  медленно умирающей матерью, двумя незамужними сестрами и своими детьми. (Их было  у него четверо). Отец Кохановской скончался 21 мая 1826 года, вскоре после него умер его младший сын, так что на руках вдовы осталось трое детей: два сына - Петр и Павел, и младшая дочь. Хлопоты вдовы о пенсии не увенчались успехом… "
       "Все наше настоящее и будущее, - напишет в "Автобиографии" Кохановская, - осталось прикованным к Веселому - к ста семидесяти пяти десятинам земли". На хуторе Веселом протекли ее детство и отрочество. "Мы долго не знали, кто наша настоящая мать. Маменька в беспрестанных разъездах по делам, а тетеньки, кажется, спорили одна перед другой, кому лучше заменить ее".
       Надя рано научилась читать, глядя на брата, который был старше ее на три года. Рано пристрастилась к чтению - книг в доме было не мало, от деда и отца. В "Автобиографии" говорится: у детей не было никакого руководителя в занятиях, "нам только задавали уроки и спрашивали твердо ли мы их пролепечем на память, да еще прибавляли не раз, что без ученья нельзя жить, что только тот и благородный человек, кто добрый, да много знает, что девочке непременно должно учиться". И припав на коленях к стулу, мы с братом в праздник, - в воскресенье, когда все, после обеда, улягутся спать, вместо игр и шалостей, делали задачи.
       В 1834 году Надежду принимают в харьковский институт благородных девиц. Основанный на суммы военного поселения 1812 г. этот институт был единственным общественным учебным заведением для девочек во всех окрестных городах. Но поступление далось непросто. Вдова Соханская с более чем скромным доходом и тремя детьми на руках вела хлопоты. "Это такая долгая цепь испытаний, убийственных отказов и потом опять надежд, и слез, слез…"
       Радость, восторг, надежды…их быстро погасил "суровый быт" харьковского института. И через многие годы в одном из писем уже известной писательницы прорвется пронзительное, выстраданное: "Как не ожесточили мне моего детского бедного сердца, про то бог знает, - это чудо Его. Но во мне убили всякую светлую беспечность молодого чувства, убили живой, порывающийся, этот прекрасный голос расцветающих сил, ищущий сообщаться, высказывать детским беззаботным лепетом ясную детскую душу…Что может быть грустнее этого? Меня сделали не по годам серьезною…"
       Впрочем, к институтским годам относятся и первые стихотворные опыты. И встреча с известным украинским поэтом и профессором Харьковского института П.П. Гулак  -  Артемовским. И поддержка одаренного и добросердечного преподавателя русской грамматики И.М. Ильенко. И окончила институт Надежда Соханская одной из первых учениц, с "шифром".
       С 1840-го года окончания института она почти безвыездно жила "во глубине" Изюмского уезда, на хуторе Макаровка - в имении отца. Семья очень нуждалась, у талантливой девушки не было даже  в достатке бумаги, и первые свои произведения она записывала на обороте старых ротных донесений отца.
       В 1844 г. на страницах "Сына отечества" состоялся дебют двадцатилетней Надежды Кохановской - журнал опубликовал ее повесть  "Майор Смагин". Окрыленная успехом, она создает в 1844-1845 г. еще пять повестей, однако ни одна из них не увидела света, и даже рукописи не сохранились.
       В феврале 1846 г. Кохановская осмеливается направить свою повесть "Графиня Д." ректору Петербургского университета, издателю журнала "Современник" П.А. Плетневу. Эту повесть, также как и повесть "Метель" была отвергнута литератором, но он посоветовал провинциальной писательнице создать ее автобиографию. Кохановская выслала ее издателю отдельными тетрадями, и он нашел "в высшей степени занимательной, неподражаемо-самобытной. Тут все роды прекрасного сосредоточены. Трогательное, сатирическое, легкое, комическое и даже поэтическое, - все есть, - писал он своему другу филологу Я.К. Гроту. - И между тем, в изложении столько непринужденности, простоты, истины и свободы, что не оторвешься от чтения".
       Плетнев показал "Автобиографию" В.А. Жуковскому и опытный поэт принял участие в судьбе бедной талантливой девушки. В 1848 г. в "Санкт-петербургских ведомостях" увидела свет повесть "Первый шифр", а в "Отечественных записках" повесть "Графиня Д.", через два года "Современник" опубликовал повесть "Соседи". Затем, одна за другой, - в журналах "Русский вестник", "День", "Отечественные записки", "Русь"  - появляются повести "После обеда в гостях", "Кирилл Петров и Настасья Дмитрова", "Старина", "Степная барышня сороковых годов", "Сумеречные рассказы", народная комедия "Слава богу, что мужик лапотку сплел". Подписаны они были псевдонимами: Н. Кохановская, Надежда С., Надежда Макаровская.
       Эти произведения проникнуты духом глубокого уважения к традициям, быту людей Южнорусского края, именуемого в ту пору Слобожанщиной.
       Для нас, корочан, наиболее ценна по сути, документальная, созданная в наиболее плодотворном 1861 году, - повесть "Старина". Написана она с русской теплотой, открытостью и гордостью за свои славянские корни.
Тарасом Шевченко, известным историком и писателем М.П. Погодиным, нашим земляком академиком А.В. Никитенко, русскими писателями А.Ф. Вельтманом, А..О. Ишимовой,  Г.П. Данилевским,  М.Н. Катковым,  Н.С. и И.С.  Аксаковым творчество Кохановской было воспринято как "открытие, начало новой эпохи в литературе", "заря нового отношения искусства к жизни" (И.С. Аксаков).  Они восхищались "умением писательницы показать поэзию простого и мирного быта ее самобытным языком".
       В 1863 году на выход двухтомника Н. Кохановской  большой статьей в "Современнике" отозвался М.Е. Салтыков-Щедрин.  "Здесь вся суть, - писал он, - заключается единственно в непосредственной силе таланта…".Особо отметил известный литературный деятель той поры стремление писательницы проникнуть  в сложный мир простых людей, ввести "…в быт мелкопоместного русского дворянства, быт бедный и неразнообразный, но описанный госпожою Кохановской теми ясными  чертами, при посредстве которых самая бедность содержания исчезает, и в сознании читателя восстает целый мир, мир своеобразный…" Наиболее высоко Салтыков - Щедрин оценил достоинства повести "после обеда в гостях": "Выше, поэтичнее, сладостнее этих строк мы положительно ничего не знаем в русской литературе".
       Книга, имеющая подзаголовок "Семейная память",  - настоящий кладезь сведений и исторических фактов из жизни нашего края. Писательница освещает события не только XIX века, но и рисует сцены, приводит любопытные факты времен царствования Петра I и Екатерины II.
       Сохранилось предание: когда окончена была церковь в Короче и в день освещения старый Клемент усердно принимал народ, вышел он за ворота своего дома и увидел трех странных, которые не шли к нему, а сидели против ново освещенной церкви и смотрели внимательно на нее. Климент поклонился им до земли, прося принять у него трапезу, и сам служил им за столом. Уходя, странные люди помолились богу, да хранит он место сие от мора, огня и нашествия иноплеменных. Живая сила предания верует в действительность этой молитвы и указывает на то, что до самого последнего времени Короча никогда не знала пожаров, и  первую холеру, когда в Белгороде и везде в окружности безчетно валился народ, в Короче ни один человек не умер, и жители прозвали свой город и зовут его "богоспасаемою" Корочей.
       В память бывшей церкви архистратига Михаила, Климент посвятил придел в новом соборе. Он и теперь существует, и в нем находится хоть жалованный образ св. архистратига, в старинной вызолоченной ризе и с довольно замечательною надписью под кивотом, которая как бы свидетельствует о существовании в древней казацкой короче стихотворного разума. Надпись гласит так:
Се Михаила знак, сил грозных воеводы
Кой сатану с небес изгнал и поразил
Сей образ Алексий царь в храм сей подарил,
Да равно он хранит от враг сих стран народы
       В 1860 году Н. Кохановская сумела записать больше ста народных песен нашего края. В основном они были собраны в Корочанском и Старо -Оскольском уездах. Несколько текстов продиктовала писательнице мать, сохранившая к своим семидесяти годам хорошую память. В том же году в Москве эти песни вышли отдельной книжкой, которая имела название "несколько русских песен Курской губернии". В конце сборника Кохановская заявляет: "Это простонародные песни, а со временем я буду  иметь честь представить несколько "боярских" песен. Очень жаль, что эта мечта так и не была осуществлена. Архивы писательницы были переданы в Москву в Государственную Публичную библиотеку (фонд 14. 52 236. 391). Литературные труды Н.С. Кохановской обогащают тех, кто к ним прикоснулся.
       Издания произведений Н.С. Соханской:
       1. Кохановская (Соханская) Н.С., Слава Богу, что муж  лапоть сплел: Попытка в пользу науч. театра / Н.С. Кохановская // Заря, кн. 1-1871 г.
       2. Кохановская Н., Старина: Семейная память.- СПб: изд-во А.С. Суворина, 1886 г.
       3.  Кохановская Н.С., Повести: В 2 Т. - М., 1963.
       4. Кохановская Н.С. О русской песне: (Письмо к И.С. Аксакову) // Гражданин: сборник. - СПб., 1872.- Ч.1.- С.1-14.
       5. Кохановская Н.С., Письма / Вступ. заметка С. Понамарева // Русское обозрение.-1897.-№2-12.
       6. Кохановская Н.С., Письма // Платонова Н.Н. Кохановская (Н.С. Соханская). - СПб., 1909. - С. 50-211.
       7. Соханская (Кохановская) Н.С., Автобиография // Вступит. статья и ред. С.И. Понамарева. - М., 1896. - 193 с.
       8. Соханская Н.С. (Кохановская)., Автобиография: (фрагменты) / Предисл. В. Кожинова; послесловие П. Горелова // Слово: Литературно-художественный сборник / Сост. С.А. Лыкощин. - М., 1989.- С. 289-305.
       Литература о Н.С. Соханской
       1. Баскевич И., Соханская (Кохановская) // Баскевич И.      Курские вечера .- Воронеж, 1979.- С.41-43
       2. Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2000.-С.209
       3. Быков П., Н.С. Кохановская: Биографический   очерк // Живописное обозрение. - 1885.-№ 3. - С.333-334;- № 5 -С. 65-68.
       4. Кузюлев Н., Корочанская писательница // Ленинское      знамя. - 1986.-14 августа.
       5. Маракина Н., Соханская Н.С. // Белгородский численник.- Белгород: Крестьянское дело, 1993.
       6. Осыков Б., Белгородский алфавит. - Воронеж: Ч.4 изд-во, 1990.
       7. Осыков Б., Родина моя, хуторок веселый // Белгородская   правда.-1979.-18 октября.
       8. Осыков Б., Надежда // Белгородская правда.-1990.-15 ноября.
       9.  Платонова Н., Кохановская (Н.С. Соханская): 1823-1884:  Белгородский очерк. - П.б., 1909.-234 с.
       10. Пашков И., Триумф великой провинциалки // Ясный    ключ.-1998.-№ 176.
       11. России черноземный край.- Воронеж: центр духовного    возрождения черноземного края, 2000.
       12. Салтыков-Щедрин М., .Повести Кохановской // Салтыков-         Щедрин М.Е. Поли. собрание сочинений. - М., 1966.- Т.5. - С. 368-382.
       13. Сыромятникова И., Писательский дар уездной барышни // Ясный ключ.-1998.-№ 120.
       14. Перевалова Е., Сохраняя право нравственно-личной свободы//Библиотека.-1998.-№ 7.-С. 103.
       15. Трафимов И.П., Кохановская: Надежда Степановна.  Словарь // Краткая литературная энциклопедия. - М.,        1966.-Т.3.-Стб.-С. 779-780
       16. Шиповской С.В., Соханская (Кохановская) // Русские  писатели: Библиографический словарь.- М.-1971.
<<< Назад
       Надежда Степановна Соханская наша землячка, прозаик, драматург, публицист и фольклорист XIX века. О ней и ее творчестве писали, восхищаясь задушевностью ее слога, великие современники П.А. Вяземский, В.А. Жуковский. Доступности литературного языка писательницы в сочетании с наблюдательностью, психологическим анализом чувств, удивлялся П.А. Плетнев - литератор и журналист. Такие разные по взглядам критики, как Н. Добролюбов, Б. Алмазов, А. Дружинин, Н. Гиляров - А. Платонов, оценивали ее талант как "талант истинного художника, едва ли имеющего соперников в поэтической концепции".  М.Е. Салтыков - Щедрин назвал Н.С. Соханскую "российской Жорж Санд".
       Но в XX веке имя этой писательницы было незаслуженно забыто.
       До начала 90-х годов этого столетия среди краеведческих исследований жизни и творчества нашей землячки только небольшая статья Б. Осыкова в газетной подшивке "Белгородской правды" за 1997 год., Небольшая заметка в "Белгородском Алфавите".
       Между тем краткие библиографические справки о  писательнице содержат многие литературные  энциклопедии, например, справочник "Русские писатели".
       В 90-е годы  появился целый ряд статей о Н. С. Кохановской. Они опубликованы в "Белгородской энциклопедии".  В книге  "России черноземный край". О ней - статья Н. Маракиной в "Белгородском численнике". Ряд публикаций в районной газете корочан "Ясный ключ" (статьи Сыромятниковой И., Пашкова И.).
       "Чего не было в моем роду? И татарского, польского, литовского, чисто-русского, малороссийского…" такими словами начинается повесть Кохановской "Старина. Семейная память".
       Эта повесть и особенно "Автобиография" дает достаточно сведений о предках и семье будущей писательницы, ее раннем детстве, учебе, жизни в глубокой провинции и начале литературной деятельности.
       В "памятной выметке" прадеда Кохановской значится: "Константин Иванов сын Кохановский чином был полковый обозный, правил должность полковничью: убит при сражении с ляхами в 1649 году. После него осталась жена Марья и двухлетний сын Климент". "Марья со своим малолетним сыном, -  продолжает Кохановская, - на другой же год после смерти мужа покинула несчастную родину и из Лохвицы выселилась на ближайший рубеж русской Украины к "красному городу" Короче". На новом месте Мария Кохановская - Лохвицкая обзавелась семьей и хозяйством. "Семейные  предания прямо говорят о том, когда Петр великий после Полтавской битвы осматривал и объезжал порубежные города, ему бросилось в глаза, что выходец Лохвицкий господствовал над целым краем: скупил у казаков земли и по обоим берегам реки Корочи выстроил 27 водяных мельниц. Петр оставил 4 мельницы, а 23 купил у него в казну и на эти деньги велел Клименту построить на месте сгоревшей деревянной церкви соборную каменную в Короче".

Надежда Степановна Соханская (Кохановская)
Библиотека сегодня>  Достижения>  История>  Контакты>  Модельные библиотеки>
Распорядительные документы>  Структура>  Филиалы>
ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА
ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ
ЗАДАТЬ ON-LINE ВОПРОС
© 2010-2015 МКУК  ЦРБ, вопросы и замечания по работе сайта направлять: korbibl@mail.ru
>Виртуальная справка   >Электронная доставка документов   >Виртуальные выставки   >Карта сайта